Сегодня многие уже знают о существовании таких модных понятий, как User Experience (UX) и User Interface (UI), но не все понимают, что они значат, из чего складываются и к чему применимы.
На самом деле теорий о том, что такое UX/UI-дизайн много. Я познакомлю с одной, которая лично мне ближе всего, она укладывается в мое представление о том, какие этапы разработки должен пройти интерфейс прежде чем станет полноценным продуктом. Теория прошла проверку на практике далеко не одним специалистом в этой сфере.
Знаете, какое самое распространенное мнение о том, что такое UX/UI дизайн?
Юзабилити.
И сразу ноу, это не так.
Давайте определимся с тем, что юзабилити не есть UX/UI. Предугадываю ваше удивление в глазах, как так-то? 😱
Рассказываю (можете потом поспорить со мной в комментариях).
Юзабилити принято называть удобство сайта. Ну вроде логично, с англ. “use” переводится как “использование”, а “ability” как “способность”/”возможность”, т.е. возможность использования. Раз мы можем пользоваться ресурсом и нам не хочется закрыть его и больше никогда не открывать, то он “юзабелен”. Выбросите это понятие из своего лексикона! Его используют только дилетанты, без обид. Мы же учиться хотим. «Юзабилити» как термин хорош тем, что он ничего не значит, ничем не измеряется, сомнительный показатель, как по мне.
Добавим лучше понятия UX/UI
UX аббревиатура, расшифровывается как User Experience. По-простому, это опыт взаимодействия пользователя с вашим интерфейсом. Это то, как каждый пользователь воспринимает работу интерфейса по отношению к себе.
!Запомните, для каждого человека UX будет уникальным. Ведь опыт у каждого свой.UI расшифровывается как User Interface. Это внешний вид интерфейса, то, как он выглядит и какие эмоции этим вызывает у пользователя. Работа с визуальной составляющей: изображениями, анимацией, шрифтами, цветами, кнопками.
Мое любимое сравнение - с бутылками кетчупа и протоптанной дорогой (сейчас вам все станет понятно):
Давайте подробнее разбираться в том, что такое UX/UI.
Для этого мы разберем еще несколько интересных и очень важных понятий.
- Информационная архитектура. Если совсем просто, то это структура всей информации, которая размещена на ресурсе, «скелет» будущего продукта. Качественно проработанную информационную структуру легко воспринимать и понимать. В целом ведь любой интерфейс - это организация информации, следовательно, на этом показателе важно сосредоточить свое внимание, чтобы получить на выходе прочную информационную архитектуру.
- Пользовательское исследование. Это интервью, опросы, тестирование и любые другие методы исследования пользователя. Выбор метода всегда зависит от цели, которую вы перед собой ставите. Таким образом вы оцениваете ваши решения и это дает вам возможность совершенствовать продукт.
- Бизнес-анализ. Определенный набор техник, которые используются сторонами-участниками для понимания целостности структуры, определенных операций в рамках бизнеса. Нужно уметь погружаться в бизнес-процессы своего клиента, ведь только так вы сможете максимально полно охватить все направления разработки продукта.
- Удобство и эффективность использования. То, что все так любят называть «юзабилити». Но мы уже договорились, что этого термина не существует. Если продукт неудобен в использовании, то как бы он ни был хорош визуально, эффективным он не станет.
Так вот, UX - это широкое понятие, которое объединяет в себе все вышесказанное и все это в оболочке UI.
Вы никогда не сможете предугадать, как какой-то конкретный человек воспримет ваш интерфейс. Опыт его взаимодействия будет основан на его личных эмоциях/настроении, и UX/UI-дизайнеры этой информацией не владеют. Но могут сделать что-то для человека, чтобы опыт был как можно более положительный в период переживания. Надеюсь, эту тонкость вы уловили.
У вас может появиться вполне логичный вопрос, как тогда спроектировать такой интерфейс, который будет максимально удобен, прост и приятен во взаимодействии всем пользователям?
Делать и тестировать!
Если очень долго думать о том, как сделать лучше, просчитывать ходы, работать над одной кнопкой неделю, вымеряя ее размер, играясь с цветом и шрифтами, можно упустить самое главное – время и деньги. Как думаете, для чего существуют версии выпущенных продуктов? Читаем между строк.
Не бойтесь ошибаться, не бойтесь, что какой-то вариант не «выстрелит», не сработает. Делайте и все тестируйте! Так вы сможете быстрее достигнуть цели.
Условно, приведу пример.
Вы делаете первую версию интерфейса, хотите, чтобы все было идеально (спойлер: не будет 😅), тратите много времени и сил, чтобы верно расположить все блоки, вы же специалист по части «юзабилити», знаете как должно быть, с какой стороны лучше расположить конверсионный блок, как верно структурировать навигацию, где лучше поставить кнопку, а главное какого цвета ее сделать (пффф, конечно красного или зеленого, вы же про это точно где-то читали, и уверены, что эти цвета считаются более конверсионными), добавим еще пару трудодней на подбор оптимального шрифта и вуаля - идеальный интерфейс, по вашему мнению, готов.
Долгожданный релиз. И ооо, каково же будет ваше разочарование, когда вы поймете, что что-то отрабатывает не так, как вы ожидали. Вдруг окажется, что тот самый конверсионный блок, на который вы «ставили» совсем не приносит заявок, а заявки оставляют с другой формы, на которую вы потратили меньше всего времени. Где кнопка совсем не красная/зеленая/оранжевая и над шрифтом вы там не «парились».
И я, которая сделает первую версию интерфейса быстро, буквально не думая о том, с какой стороны какой блок поставить, не буду долго подбирать цвета и «играться» со шрифтами. А максимально просто, а главное, быстро сделаю первую версию, запущу в релиз. Протестирую как она отработает, проанализирую все полученные данные, сделаю выводы и выпущу вторую версию, в которой исправлю все замечания из первой, снова релиз, снова тестирование, снова исправление и снова релиз, тестирование, исправление, релиз, тестирование…ну вы поняли.
Как итог, примерно за то же время, пока вы будете создавать первую версию продукта (не имеет значение что это: сайт, приложение, программа), я выпущу третью. Кто будет ближе к цели качественного конечного ресурса? Снова читаем между строк 😉
Как только вы осознаете, что все, что вы делаете никогда не может быть готово до конца, вам станет проще воспринимать свою работу и вы перестанете полировать то, что полировать еще не нужно. Не думайте о том, как сделать качественный продукт с первого раза, лучше совершенствуйте его с каждым релизом все больше. И всегда немного пессимистично относитесь к проекту, над которым вы работаете, ведь если вы считаете его в достаточной степени готовым, то у вас не будет мотивации сделать его еще лучше.
На этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Я надеюсь, что я ответила на ваши основные вопросы и смогла пояснить в чем главные отличия этих двух понятий. В следующий раз расскажу более подробно про UX-проектирование, с чего стоит начинать, как делать сценарии и какие ключевые навыки для этого понадобятся.
До скорых встреч и уважайте нейронные связи пользователей 🖖