Как давно вы что-то искали в интернете? Я уверена, что большинство людей ищут нужную информацию в поисковиках каждый день. Так, например, в 2017 году Гугл раскрыл примерное количество обрабатываемых запросов: их не менее 2 триллионов в год или около 63 тыс. запросов в секунду, из них примерно 15% - это ранее неизвестные запросы.
Итак, мы уже определились, что запросов очень много и их количество растет ежесекундно. Но зачем и кому нужна эта информация? Данная статья будет полезна для начинающих SEO-оптимизаторов и владельцев бизнеса. Первым она поможет при составлении семантического ядра сайта и распределения запросов по страницам, вторым - для базового понимания того, по каким запросам их сайт может появляться в поисковой выдаче и для контроля своего подрядчика по продвижению.
Интент запроса
Для начала следует пояснить, что каждый запрос соответствует определенному интенту. Что это такое? Интент - это потребность пользователя. Есть запросы с точной потребностью, например, “такси минск”. Здесь понятно, что человеку необходимо вызвать такси и доехать из точки “А” в точку “Б”. Но если он введет в поисковик просто “такси”, то возможно он, вместо заказа услуги, хотел посмотреть фильм “Такси”.
Всегда задумывайтесь, какую информацию хотел бы увидеть человек на вашем сайте по определенному запросу. Не нужно бездумно “пихать” ключевые слова на страницу сайта, в надежде, что она выйдет на первые позиции Гугла и Яндекса. В эпоху умного поиска и персонализации выдачи нужно задумываться в первую очередь о том, для кого вы это все делаете.
Классификация поисковых запросов
По частотности:
-
Высокочастотные (ВЧ) запросы обычно являются ключевыми в нише и состоят из 1-2 слов. Как правило, их достаточно сложно вывести в ТОП из-за высокой конкуренции, особенно в крупных городах. Чтобы продвинуться на первые позиции по таким ключам, необходимо развивать сайт по всем фронтам: тут и техническая часть, и отличное юзабилити, и качественный ссылочный профиль - во всем нужно быть лучше конкурентов. Еще один недостаток оптимизации только под такие запросы - это размытый интент. Например, по запросу “пластиковые окна” непонятно, хочет человек купить или просто почитать статью о видах окон.
-
Среднечастотные (СЧ) запросы дают меньшую посещаемость, но и являются более целевыми. Обычно они включают в себя до 4-5 слов и ведут на страницы разделов и подразделов сайта. Имеют более высокую конверсию по сравнению с ВЧ запросами.
-
Низкочастотные (НЧ) запросы - самые редко запрашиваемые фразы, состоящие обычно из 4-5 слов. Их легче и дешевле всего продвигать в органическом и платном поиске. Многие оптимизаторы отказываются от таких запросов из-за того, что они не приведут много трафика на сайт. Но всегда следует помнить о том, что они являются самыми конверсионными.
1 - ВЧ запрос, 2 - СЧ запрос, 3 - НЧ запрос
По конкурентности запроса:
-
Высококонкурентные (ВК) запросы
-
Среднеконкурентные (СК) запросы
-
Низкоконкурентные (НК) запросы
Конкурентность запроса показывает насколько тяжело будет продвинуть страницу в ТОП выдачи. Для этого показателя нет конкретной формулы, каждый SEO специалист выбирает для себя наиболее подходящий способ расчета (KEI, сторонние сервисы).
По геозависимости запроса:
- Геозависимые запросы - запросы, которые не имеют гео привязки внутри самого запроса и выдача формируется на основании местоположения пользователя, Банальный пример - “вылечить зуб недорого”. Для пользователя из Москвы будет показана выдача с московскими стоматологиями, для человека из Витебска - с витебскими клиниками.
Геозависимые запросы особенно важны для коммерческих организаций. Обязательно необходимо привязывать сайт к нужному региону в вебмастерах, добавлять его на карты Гугла и Яндекса, указывать адреса в справочниках - это все поможет поисковикам точно определить региональность.
-
Геонезависимые запросы - запросы без привязки к региону (т.к. это регион уже прописан в запросе), результаты поиска не будут зависеть от местонахождения пользователя. Примеры запросов: “как починить холодильник”, “как приготовить наполеон” и коммерческие вроде “вылечить зуб в Минске” В данном случае выдача для человека, где бы он ни находился, будет примерно одинаковой.
По степени ценности для бизнеса:
-
Коммерческие запросы - самые любимые запросы при SEO-продвижении сайтов товаров и услуг. Примеры: “iphone8 цена”, “заказать контекстную рекламу” и аналогичные. Это самые “горячие” запросы с высокой конверсией, человек их вводит в поиск, когда уже умеет намерение что-то приобрести.
Как понять, что перед вами - коммерческий запрос?
- Присутствуют слова-маркеры, например, “купить”, “цена”, “заказать”;
- Есть связка товар/услуга + топоним, например, “цветы минск”, "мойка машины в Москве";
- При анализе выдачи в поисковике почти весь ТОП будут занимать коммерческие сайты;
-
Информационные запросы (или некоммерческие) - запросы, которые вводят без желания что-то купить/приобрести. Примеры: “iphone 8 плюсы и минусы”, “как настроить контекстную рекламу”.
Считается, что для бизнеса они несут меньшую ценность, что в корне неверно. Такие запросы принесут дополнительный трафик на сайт, и часть посетителей могут стать потенциальными покупателями в будущем. К тому же, через информационные статьи можно показать свою экспертность и заочно завоевать доверие.
Внимание! Коммерческие и некоммерческие запросы нельзя вести на одну страницу сайта, группируйте их и размещайте на разные посадочные страницы.
По сезонности:
- Сезонные запросы - запросы, частотность которых зависит от времени/сезона. Примеры: “подарки на новый год”, “тур на майские праздники”. Отследить сезонность позволяют сервисы Google Trends и Яндекс Вордстат.
На графике хорошо видна сезонность по запросу "Новогодние туры" - Несезонные запросы - запросы на товары/услуги, спрос на которые держится на одном уровне. Примеры: “купить часы”, “купить жесткий диск”.
Иные виды запросов:
-
Общие запросы - это высокочастотные односложные запросы, например, “кофе”, “книга”, “ноутбук”. По ним непонятно, что хотел бы узнать пользователь: стоимость ноутбука в интернет-магазине или статью о том, как его выбрать. По таким общим фразам целенаправленно не продвигаются ни в SEO, ни в контекстной рекламе, т.к по сумме это выйдет очень затратно, а конверсия будет очень низкая.
На скриншоте видно, что по запросу "Кофе" смешанная выдача: есть как информационные страницы, так и коммерческие.
- Транзакционные запросы - это запросы, вводя которые пользователь хочет совершить определенное действие. Примеры “купить елку”, “скачать альбом Muse”. Очень часто транзакционные и коммерческие запросы пересекаются.
- Навигационные запросы - запросы, которые вводят, когда хотят попасть на определенный сайт. Примеры: “магазин 5 элемент как проехать”, “БГМУ адрес”.
-
Витальные запросы можно отнести к разновидности навигационных запросов. Они состоят только из одного слова - названия бренда, без дополнительных поясняющих слов. Цель - привести на официальный сайт компании.
- Мультимедийные запросы - запросы с целью найти мультимедийный контент. Обычно эти фразы содержат слова “фото”, “видео”, “клип” и другие маркеры.
Классификация поисковых запросов на различные типы удобна не только SEO-специалистам, но и поисковым системам, так как позволяет сделать выдачу более релевантной и сформировать максимально точный ответ на запрос.