Создание интернет-ресурса – это целый комплекс различных работ, который начинается с составления технического задания. Но, к сожалению, далеко не каждый заказчик умеет правильно сформулировать ТЗ, что в результате может вылиться в потерю времени и денег. Чтобы избежать подобных ситуаций, мы собрали в этом материале 9 самых типичных ошибок, которые допускают заказчики при составлении технических заданий.
Неясная цель, плохо сформулированные задачи
Начало работы над сайтом возможно лишь после того, когда абсолютно точно определены его цели и задачи. Каким должен быть ваш сайт? На кого он рассчитан? Какие функции в Сети он должен выполнять? Чем лучше вы продумаете назначение вашего будущего ресурса, тем четче вы сможете себе представить что именно вам нужно.
Недостаток информации
Сегодня на рынке работает огромное количество веб-студий, предлагающих свои услуги по части создания сайтов. Кто-то делает качественно, но дорого, кто-то делает более бюджетные ресурсы, но любая из студий обязательно пришлет вам для заполнения бриф, в котором вы должны будете указать необходимую для создания сайта информацию.
И вот здесь можно посоветовать лишь одно – не ленитесь максимально подробно расписать каждый из пунктов брифа. Пусть лучше информации будет больше, чем нужно, но она у специалистов, по крайней мере, будет. Таким образом, вы поможете исполнителям лучше понять ваши задачи и представить себе конечный проект.
Нет четкого дедлайна
Каждая работа выполняется ровно столько, сколько времени на нее выделено. Забывая точно очертить сроки работ, вы рискуете прождать очень долго. Обязательно оговаривайте срок выполнения каждого этапа создания, уточняйте то, сколько времени займет то или иное действие и вносите их в ТЗ. Это позволит вам дисциплинировать исполнителя и получить выполненную работу точно в срок.
Недопонимание терминологии
Казалось бы, какие могут возникнуть проблемы с терминологией? Ведь все предельно ясно и понятно. Но, к сожалению, сегодня нередко случаются ситуации, когда разные люди могут по-разному воспринимать и понимать определенные понятия. Чтобы избежать в дальнейшем недопониманий, разработайте совместно с исполнителем глоссарий, в котором вы пропишете определения тех или иных терминов.
Процесс сотрудничества не регламентирован
Очень важно четко регламентировать процесс вашего взаимодействия с исполнителем. Сюда входит и то, в какой форме вы будете предоставлять нужную информацию, и то, каким образом будет согласовываться каждый этап, и то, в какой форме будут предоставляться отчеты о проделанной работе. Также очень важно заранее оговорить то, сколько вариантов дизайна или верстки вам должен прислать исполнитель и какие материалы потребуются для создания ресурса от вас.
Не определены ответственные
Одна из частых ошибок – заказчик и исполнитель не определяют людей, которые отвечают за проект. Это в корне неверный подход, потому как обязательно должны быть определены ответственные за выполнение работ лица, причем с обеих сторон.
Нет первоначального макета
Довольно часто веб-студии, особенно не очень опытные, сразу берутся за создание сайта, без подготовительных работ. В конечном итоге готовый продукт отправляется заказчику и оказывается, что это совсем не то, чего он хотел. Начинаются длительные доработки и переделки, которые, естественно, стоят времени и денег.
Чтобы сайт сразу получился именно таким, каким вы его хотите видеть, исполнитель обязательно должен предоставить вам первоначальный макет будущего продукта. На этапе создания макета вы сможете быстро и без каких-либо дополнительных затрат устранить все недочеты, чтобы конечный сайт полностью соответствовал всем вашим ожиданиям и его не требовалось потом переделывать.
Непонимание особенностей бизнеса
Чтобы отразить на вашем корпоративном сайте абсолютно все преимущества вашей компании, исполнитель должен очень хорошо понимать особенность вашего бизнеса, чтобы в дальнейшем суметь акцентировать внимание на действительно важных нюансах.
Естественно, о своем бизнесе вы знаете куда больше разработчиков, поэтому не поленитесь детально разъяснить их исполнителю. Возможно, у вашей компании есть какие-то особенные «фишки» и бонусы, которых нет у конкурентов или же вы продаете действительно уникальный продукт, аналогов которому нет? Расскажите об этом создателям вашего сайта, и эта информация обязательно им поможет в создании вашего идеального сайта.
Субъективность в оценивании работы
Чтобы по окончанию работ у вас не возникло недопониманий с разработчиками, обязательно оговорите в ТЗ критерии оценивания конечного продукта. Такой подход позволит отойти от субъективности суждений и избавит вас от лишних волнений по окончанию работ. Однако здесь важно запомнить, что вкусы людей достаточно разные и то, что может нравиться вашим будущим клиентам не обязательно должно нравиться вам (или вашим коллегам, директору, жене, кошке). Поэтому, в первую очередь, ориентируйтесь именно на их вкусы, а не на свои собственные.
И, наконец, главное правило составления любого ТЗ: лучше потратить чуть больше времени на его детальное составление, чем тратить в дальнейшем огромное количество ресурсов на переработку продукта, созданного с недочетами. Надеемся, что эта информация пригодится вам в будущем и позволит сэкономить время и деньги!