Проблема довольно наболевшая. Скликиванием рекламы грешат недобросовестные конкуренты, лишая тем самым рекламодателя возможности получить целевые переходы на сайт на “скликанный” бюджет. О масштабе проблемы говорит не только статистика самих рекламных кампаний, но и статистика Wordstat, указывающая на то, что такие “контекстные атаки” в бизнес-среде осуществляются не только вручную, но и при помощи специальных программ.
“Умные” механизмы Яндекс.Директ борются с проблемой скликивания - периодически появляются оповещения о возврате средств из-за недобросовестных кликов. Однако практика показывает, что суммы возврата, к сожалению, не сопоставимы с реальными потерями бюджета.
В январе обнаружилась такая проблема у одного из клиентов (услуги в сфере технической экспертизы зданий и сооружений). Переходы по рекламе в поиске осуществлялись с переменной периодичностью, а время, проведенное на сайте (0.00), указывает на абсолютную незаинтересованность в оказании предлагаемой в рекламном объявлении услуги. Скликивание еще не успело обрести масштабы трагедии, но, учитывая тот факт, что бюджет на рекламу у клиента сильно ограничен, а сфера довольно недешевая, то даже с десяток нецелевых кликов довольно негативно сказались на результативности рекламной кампании. На наличие проблемы указала статистика Яндекс.Метрики:
После чего в Яндекс.Метрике был создан сегмент пользователей: номер визита - более 2, отказ. Данный сегмент был использован для применения корректировки ставок на поисковую рекламную кампанию, работающую на стратегии “ручное управление ставками с оптимизацией” (-100%). Что позволило исключить показ рекламы пользователям, которые, как минимум дважды, побывали на сайте, но время их визита не превысило 15 секунд и при этом они не перешли на другую страницу сайта.
(*настроенный сегмент исключил показы не только для выявленного “недобросовестного конкурента”, но и для других пользователей, чьи визиты были <5 и >2, поскольку конверсий среди таких пользователей также зафиксировано не было, а % отказа был гораздо выше по сравнению со среднестатистическим)
Спустя два месяца смотрим статистику по тем же параметрам, что и на предыдущем графике - и видим, что проблема скликивания рекламы разрешена - количество таких посетителей - 0.
Также интересной видится статистика, как это повлияло на итоговую результативность рекламной кампании.
В статистике “Мастера отчетов” Яндекс.Директ видим положительную динамику: на 20% снизился процент отказов с сайта, а также увеличились показатели по конверсиям и другим параметрам.
Таким образом, при наличии проблемы скликивания в рекламной кампании, ее можно разрешить при помощи создания сегмента Яндекс.Метрики, включающего параметры “подозрительной” аудитории, и применения корректировки ставок на созданный сегмент (-100%), что позволит исключить нецелевой расход рекламного бюджета и получить более конверсионный трафик на сайт.
В данной ситуации проблема не была масштабной, и устранить ее удалось полностью. Однако случаются ситуации, когда при применении подобных корректировок ставок в статистике мы все равно видим посетителей сайта, пришедших по рекламе, но относящиеся к исключенному сегменту. Как правило, их становится гораздо меньше, чем без применения понижающей корректировки, однако подобные ситуации заставляют задуматься, работает ли примененная корректировка.
Ответ - корректировка работает! Но и здесь есть нюанс, который необходимо учесть - корректировки срабатывают не в 100% случаев. В алгоритмах работы данной опции могут встречаться погрешности, которые не гарантируют абсолютное исключение показов заданной аудитории. Это связано с особенностями работы технологии Крипта. Она анализирует поведение пользователей в Интернете и выявляет их принадлежность к определенной группе.
Критериями отнесения к той или иной группе становятся поведенческие индикаторы - например, какие слова они используют в запросах, какие сайты посещают, в какое время суток выходят в сеть. При этом размер пользовательского профиля, хранящего в себе эти поведенческие индикаторы, ограничен. В профиле тех пользователей, которым, несмотря на исключающие корректировки все-таки были показы рекламы, либо ещё нет этого сегмента, либо уже нет этого сегмента. Если пользователь был на сайте рекламодателя давно или пользователь очень активен в интернете, то сегмент рекламодателя может на какое-то время вытесниться из профиля. И такому пользователю реклама будет показана.